Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

За чашкой чая и беседа пойдет душевно

Заместитель директора музея «Садовое кольцо» Алла Буга на открытии выставки «Московская привычка», где, кроме самоваров, можно увидеть и другую уникальную столовую утварь. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Заместитель директора музея «Садовое кольцо» Алла Буга на открытии выставки «Московская привычка», где, кроме самоваров, можно увидеть и другую уникальную столовую утварь. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Заместитель директора музея «Садовое кольцо» Алла Буга на открытии выставки «Московская привычка», где, кроме самоваров, можно увидеть и другую уникальную столовую утварь. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Московская привычка», где посетители смогут увидеть разнообразные московские самовары и чайные принадлежности середины XIX — начала ХХ века из уникальной коллекции Дмитрия Рогова. Корреспонденты «МЦ» познакомились с историей появления чая на Руси и традициями его употребления.

По словам Анны Морозкиной, куратора выставки и специалиста по экспозиционной деятельности музея, первый чай появился на Руси в 1638 году, его привезли царю Михаилу Федоровичу из Китая в качестве подарка. И он настолько пришелся ко двору, что уже в 1679 году между государствами был заключен пер- вый договор на поставку чая из Поднебесной.

— Долгое время позволить себе пить чай могли только знатные люди, — рассказывает Анна. — «В народ» привычка пить чай пошла с легкой руки купца Алексея Перлова, открывшего первую чайную лавку в верхних торговых рядах на Красной площади. И с тех пор чай стал самым любимым напитком не только в дворянских семьях, но и купеческих, и даже крестьянских.

Картина Бориса Ку- стодиева «Чаепитие». 1914 год

А с середины XIX века по всей стране начала расти сеть чайных и трактиров, где можно было в любое время предаться любимому развлечению.

— Чай стал эффективной альтернативой спиртным напиткам, поэтому в целях борьбы с алкоголизмом правительство выдавало чайным заведениям особые льготы, минимальный налог и небольшую арендную плату, — рассказывает куратор. — Кроме того, чайные начинали работать уже с 5 утра, когда трактиры были еще закрыты.

Поэтому извозчики быстро приобрели привычку коротать время не за рюмкой водки, а за чашкой чая.

Большая порция за пятак

Трактиры и чайные были доступны для всех слоев населения. Бедняк мог отказать себе в покупке зимних ботинок, но от удовольствия согреться чайком в морозную погоду — никогда. Как вспоминал в книге «В род- ном углу» священник Сергей Дурылин, «удовольствие это было самое дешевое»:

«В любом трактире за пятачок, а он был вообще важной денежной единицей в московском быту, весьма полноценной — за пятачок подавали «пару чая» — два фарфоровых чайника, один, средних размеров, с заваренным накрепко чаем, другой, очень большой, с носом, изогнутым наподобие лебединой шеи, с кипятком, из тут же кипевшего самовара. При «паре чая» пола галось четыре больших куска сахара на блюдечке. Выпив целый лебединый чайник кипятку, посетитель имел право требовать кипятку еще сколько угодно, докуда не «спивал» весь заваренный чай...» Для чаепития в трактирах использовали специальные самовары объемом от 15 до 70 литров.

Шипит, но признает хозяйскую руку

В купеческой среде чаепития проводили с особым размахом, просиживая за столом долгие часы. Именно тогда появилось выражение «гонять чаи». Чаепитие — ритуал неспешный, поэтому он занимал много дневного времени. Для того чтобы нагреть самовар, требовалось около 40–50 минут.

— С самоваром в семье обычно управлялся один человек — мать, старшая дочь или жена, — говорит Анна Морозкина. — Считалось, что самовар признает только хозяйскую руку. Впрочем, самодостаточным напитком, как в Китае, на Руси чай никогда не был. Чаепития сопровождали различные закуски. Если купцы пили чай со сладостями, вроде мармелада, пирогов и моченых яблок, то крестьяне — с медом или просто куском сахара — «вприкуску».

— Во время приема гостей рядом с самоваром мог стоять графинчик с наливками или ликером, — говорит куратор. — А в жару на смену сытным пирогам и кренделям приходили фрукты.

Народный масштаб

В XIX веке началось стремительное развитие парковой культуры Москвы. Знаменитый юрист Николай Давыдов, живший в Москве в XIX веке, вспоминал: — Летние народные гулянья, сперва в Марьиной роще, а потом в Сокольниках, обходились без балаганов, но зато на траве, в тени деревьев устанавливались столики с приятно дымившими на свежем воздухе самоварами, и происходило усиленное чаепитие, а позднее водились хороводы и шел пляс под гармонику.

Москвичи любили выезжать в парки и устраивать «чайные пикники». Кто-то ехал со своим самоваром, а «бессамоварные» могли воспользоваться услугами «чайницы»: в каждом парке располагалось множество «чай- ных островков» — пространств с чайными столиками, вокруг которых ходили разносчики «заедок».

Дачные посиделки

С активным развитием сети железных дорог москвичи потянулись на дачи. Там устраивали литературные вечера, балы и, конечно, пили чай.

— С утра пили чай на пикниках, а вечером — на верандах, — уверяет куратор. — Рецепты чая были очень разнообразны. Например, в состав «девичьего чая» входили сушеные яблоки с сердцевиной и семенами, а «Татьянин чай» состоял из трех видов клевера. Считалось, что он укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» чаще всего добавляли корневища девясила, петрушки и зверобоя. Конечно, на дачных чаепитиях растапливали самые большие самовары, ведь посиделки были длинными и сопровождались беседами и угощениями.

К концу XIX века сложился этикет поведения за чайным столом. Так, в 1881 году вышла книга «Хороший тон» со специальным разделом о чае. В книге разъяснялось, что приглашение на чаепитие отличается от приглашения на званый вечер, так как за самоваром собирается узкий круг друзей. Такие вечера считались неформальными, поэтому предосудительных тем для застольных разговоров не было. Эта задушевность бесед за чашкой чая, зафиксированная в книге, и стала в итоге отличительной чертой московского чаепития.

СПРАВКА

Коллекция самоваров Дмитрия Рогова, представленная на выставке, — одна из крупнейших в нашей стране. Ее Рогов собирает уже 11 лет. Всего в собственности коллекционера более 500 приборов антикварного характера. Изделия работают на спирту, на керосине, а также дорожный вариант самовара, который разбирался при необходимости транспортировки. Есть самовары с двумя кранами, что встречается в очень редких собраниях.

НА ЗАМЕТКУ

В Москве самоварное производство начинается в первой трети XIX века. В отличие от Тулы, где делали самовары для среднего класса, московские фабриканты ориентировались на состоятельных покупателей. Они применяли дорогие материалы, придавали изделиям затейливые формы, а детали из накладного серебра делали их самовары похожими на настоящие произведения искусства. Лидерами московского производства самоваров были три фабрики: фабрика купца Петра Севрюгина, фабрика купца Василия Суслова, фабрика купцов Ивана Аленчикова и Николая Зимина.

Новости партнеров