Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Один вокзал-сарай сохранился до сих пор: инфографика

В столице — девять вокзалов. Информация открытая — об этом знают все. Однако мало кто помнит — разве что старожилы Рогожской слободы, — что до 1965 года в сложившейся уже послевоенной застройке стоял деревянный одноэтажный дом.

Это был один из «временных» московских вокзалов — Нижегородский.

Которые тут временные?

Когда возникла идея проложить пути от Москвы до Нижнего Новгорода, за работу взялись частные подрядчики. На первом этапе — к 1861 году — было проложено 177 верст рельсов до Владимира: дорогу можно было открывать! Да вот незадача — начинались рельсы в Кусково. Тогда — семь верст до городских застав! Вот и был спешно построен «на обрезе Рязанского шоссе, в 7-м квартале Рогожской части» деревянный одноэтажный вокзал П-образной формы, к которому от Кускова протянули временный же «Андрониевский путь». И все равно эти «парадные ворота» оказались вне городской черты. Нижегородский вокзал был вторым по счету в Москве. Но «пассажиры были разочарованы видом вокзала, — писали «Московские ведомости» 29 июня 1861 года. — Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Hиколаевской дороге». Увы — чего не было, того не было.

Так что никто особо не расстроился, когда в 1896 году для пассажиров, направлявшихся в Нижний, было отдано правое крыло только что построенного на Садовом кольце Курского вокзала.

Вокзал длительное время так и называли — Курско-Нижегородский.

А «временный вокзал» стал именоваться станцией «Москва-Нижегородская-товарная», и оттуда долгое время отправляли воинские эшелоны и товарняки. Снесли вокзал только в конце 50-х годов прошлого века.

Едем огородами

Еще один временный вокзал простоял куда меньше — всего 19 лет. В 1895 году, когда началось строительство Брянской железной дороги, ее строитель, инженер Григоровский, испросил разрешения властей «построить в Дорогомилове, на Красном лугу и Бережковских огородах» Брянский вокзал. Несмотря на то что с момента открытия временного Нижегородского вокзала прошло без малого сорок лет — Брянский открыли 1 августа 1899 года. На бывших огородах построили все тот же деревянный одноэтажный сарай. Зато путей тут было аж четыре, а платформы были крытыми! Временный Брянский вокзал себя перерос уже через 10 лет, перестав справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1914-м его снесли.

И началось строительство нового Брянского вокзала, который в 1934 году был переименован в Киевский.

Павильон для императора

Но это еще не все. Очередной временный вокзал по строили к 1896 году близ существовавшего уже полвека Николаевского для единственной цели — принять коронационный поезд наследника российского престола, будущего императора Николая II.

Мини-вокзал построили из красного кирпича. Его назвали Императорским железнодорожным павильоном: здесь будущий царь с супругой должны были принять делегацию столичной знати и купечества. Внутри разместились мягкая мебель для венценосной четы и дубовые скамьи с романовскими вензелями для гостей.

Увы. Церемониал изменил, коронационный поезд прибыл на Смоленский (ныне Белорусский) вокзал у Тверской заставы пришлось строить новый павильон — деревянный.

Ну а что первый павильон? Он, кстати, сохранился в районе Комсомольской площади на станции Каланчевская. В нем разместились кассы пригородного сообщения. А на дубовых скамьях, предназначавшихся для купечества и знати, до 90-х годов прошлого века отдыхали простые советские граждане.

Мечты

В 1914 году кондитерская фабрика «Товарищество Эйнемъ» выпустила набор шоколадных конфет под названием «Москва будущего».

В жестяную коробочку был вложен набор открыток, которые изображали столицу XXIII века. В сопроводительном описании говорилось: «Мы переносимся мысленно в матушку Москву через 200–300 лет, и нашему взгляду, на основе более или менее точных логических выводов, представляются следующие картины: ...огромные здания... оживленные, шумные берега большой, судоходной Москва-реки. Из-под мостовой вылетают длинные вагоны московского метрополитена».

Фантазии неизвестного художника сегодня могут вызвать улыбку: изображая «мир будущего», он перенес в него моду начала XX века.

Улыбку вызывает и изображение Центрального вокзала: «Зима, такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный.

Центральный Вокзал Воздушных и Земных Путей Сообщения.А знаете, что план строительства вокзала существовал в реальности? В 1902 году инженер Евгений Кнорре (создатель первого проекта Московского метрополитена) и его коллега Петр Балинский предложили построить такой вот Центральный вокзал на… Васильевском спуске! К нему по наземным эстакадам должны были — через Красную площадь! — подводиться линии метро.

Требовалось снести Александровский и Лубянский сады заодно с Бульварным кольцом, городской квартал у храма Василия Блаженного. Мэрия проект отклонила: «Центр превратится бы из историко-культурного и религиозного в транспортно-деловой».

Кстати

Знаменитый советский теоретик и практик транспортного строительства Владимир Образцов — его имя носит одна из улиц Москвы — еще в начале прошлого века предлагал осуществить в Москве «глубокий ввод». Согласно этому проекту все железнодорожные пути и вокзалы опускались глубоко под землю. Таким образом, все московские вокзалы переставали быть тупиковыми, а на поверхности освобождались огромные земельные пространства. В XX веке идеи, изложенные Владимиром Образцовым, были воплощены при сооружении железнодорожной системы Мадрида.

Стук колес под вареную курочку

Николай Денисов, кинорежиссер:

— Конечно, идея создания телевизионного сериала «Москва — Три вокзала» созрела у меня не на пустом месте. Впервые я познакомился с вокзалом в детстве, когда отправился в далекое путешествие в свою родную деревню в Рязанской области. Это был Казанский вокзал. Тогда я впервые ощутил запах поездов, увидел открытые печки с углем.

А потом моя судьба постоянно крутилась вокруг Казанского вокзала. Оттуда студентами мы ездили в Набережные Челны в стройотряд. А когда я в качестве режиссера приступил к работе над сериалом, то практически поселился здесь. Стал вокзальным жителем, так сказать. Иногда мы снимаем и на Ленинградском, и на Ярославском, но база у нас — это Казанский вокзал.

Там было много приключений, на вокзале мы встречали интересных людей, снимали их в массовке. Мы изучили все задворки этих вокзалов, знаем их наизусть.

В нашем фильме снимается народный артист России Алексей Булдаков, который играет бомжа, и мы находим для него разные трущобы.

Мы снимаем и в поездах, электричках. Поездка в поезде — это определенное состояние души. Я обожаю стук колес, вид за окном, рождающий поэтическое настроение. Это был определенный ритуал. Когда пассажиры садились в вагон, все, как будто голодные, доставали яички, курочку, выпивку.

Угощали друг друга, рассказывали о своей жизни. И становились как бы родными.

Однажды я ехал на съемки в Питер. И моими попутчиками были старушка со стариком. Они испуганно посмотрели на меня и потом спрашивают: «Сынок, может покушать хочешь?» Я не понимаю, что происходит. Думаю, неужели я выгляжу совсем оголодавшим — вроде с утра плотно покушал. Оказывается, вы только себе представьте, я оказался очень похож на их сына, который погиб: несчастный случай. Потом мы подружились — они мне писали письма, и я им отвечал.

И все это сделала поездка в поезде. Невероятные истории бывают.

Новости партнеров