Опрос

24 июля 1802 года родился писатель Александр Дюма (отец). А Вы знаете, где он временно останавливался в центре Москвы во время путешествия на Кавказ в 1858 году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

«Моя улица» подводит итоги

Дата: 10.08.2013, Время: 20:56 Никольская улица стала пешеходной зоной

Первый этап столичной программы завершается

К началу сентября в центре завершатся основные работы по реконструкции двадцати старинных улиц. Какие-то обещают сдать чуть позже — ко Дню города.

Мучения горожан, живущих в центре или приезжающих сюда каждый день на работу, близятся к концу. Да и вряд ли — «мучения». Скорее уж — временные неудобства. Есть повод поворчать на то, что «вот здесь разрыли», «тут перекопали», «ни пройти ни проехать» — и так по всему городу. Действительно, так оно и было, и корреспонденты «МЦ» проинспектировали все реконструируемые улицы. Ну да, были проблемы.

Например, на Маросейке, по четной стороне, был очень узкий тротуар. Чтобы разминуться встречным пешеходам, один из них должен был выйти на проезжую часть. И на Мясницкой тоже была проблема с тротуаром. Да и вообще где в центре, скажите, не было таких проблем? Разве что на Тверской. Зато за считаные месяцы сформировалось пешеходное пространство вполне себе европейского уровня. А если бы в городе реконструировали по одной, по две улицы в год — вот тогда можно было бы говорить о неудобствах.

Ходи и ешь

Как помнят наши читатели, первой по-настоящему пешеходной и комфортной улицей стала два года назад Никольская. Машины отсюда убрали — и улицу моментально облюбовали туристы, отдыхающие, велосипедисты, скейтбордисты и роллеры. Всем стало удобнее! Пешеход важнее автомобилиста, считают в мэрии. Он, пешеход, «делает погоду». Удобные улицы привлекут в центр больше туристов — значит, получит «толчок» к дальнейшему развитию общепит, другие сферы туристического сервиса. А вот гостевого транспорта станет меньше.

К слову: жители центра сами уже сколько лет жалуются на стихийно паркующийся транспорт. Одной из задач программы «Моя улица», которые поставили перед мэрией сами горожане, было вытеснение автомашин с тротуаров. Задачу можно считать выполненной. На Пятницкой улице, которая стала объектом нашего исследования в конце весны этого года, исчезли пробки за счет спрямления проезжей части и ликвидации стихийных парковок у тротуаров. А гулять тут — настоящее удовольствие.

По Спиридоновке

Одной из улиц, где работы по реконструкции уже находятся в завершающей стадии, стала Спиридоновка. Автору этих строк довелось погулять по ней месяц назад — тогда еще не было широких тротуаров, одетых в разноцветную плитку, не было винтажных — стилизованных под старину — уличных фонарей. Только гравийные дорожки и траншеи, в которые строители готовились поместить кабельные коллекторы.

Кстати, о коллекторах. Еще год назад сделать красивое фото центра города было проблематично: виды на старинные дома портила паутина проводов над головой. Кто и как их в свое время «накрутил» — как говорится, одному богу известно. Собственники и арендаторы недвижимости особо не мудрствовали — в стены домов на противоположных сторонах улицы вбивались крюки, натягивался трос, служивший опорой электрокабелю. Одной из причин уличной реконструкции и стал отказ от этой этой «паутины проводов над жестяными крышами обшарпанных домов». Это слова из песни группы «Танцы минус», спетой 15 лет назад.

Сейчас центр уже выглядит иначе, в том числе и старая Спиридоновка. Удобный тротуар с лавочками, с заглубленными водосточными желобами (прощайте, потоки воды из водосточных труб под ноги), лавочки, вазоны для зеленых насаждений, которых тут уже давным-давно не было. А заодно обновились и фасады домов. Их не загораживают рекламные растяжки. Избавление от назойливой рекламы, уродующей город, — это еще один пункт программы «Моя улица».

От бульваров к Манежу

Еще год назад Никитские улицы фактически имели по одной полосе для движения в каждую сторону: все свободное пространство было заставлено машинами. Не спасали ни запрещающие знаки, ни ограничительные столбики.

Программа «Моя улица» пришла и сюда. Как водится, первым ее этапом стало расширение пешеходной зоны — теперь тут спокойно разойдутся трое в ряд. А то, что нужда в этом есть, бесспорно. Большая Никитская — одна из старейших улиц Москвы, с которой открываются удивительные виды на типично столичные уголки. Виды эти привлекают как россиян, гостей нашего города, так и иностранных туристов. Еще полтора месяца назад им было не позавидовать. Прижался к стене, запечатлел на фотокамеру очаровательную Вознесенскую церковь — и иди дальше, не задерживай проходящих! Формирование тут пешеходного пространства ситуацию изменит в корне. Москва в этом плане станет типичной европейской столицей, где столики кафе вдоль стен — привычное явление.

Никитские улицы — и Большую, и Малую — готовят в эти дни к открытию. Но, если не терпится посмотреть, что получится, сходите в Камергерский переулок — вполне себе пражский Пршикоп или Елисейские Поля в Париже. А рядом — также изменившая свой облик Большая Дмитровка. Сюда надо вечерком приходить — иллюминация очень красивая.

Окна на тротуаре

Иногда обычные строительные работы приносят неожиданные находки. Помните сенсацию начала лета: на Мясницкой улице нашли уникальные световые решетки — чугунные конструкции с вмонтированными в них трапециевидными стеклами. Их подняли, отреставрировали, установили на место. Разве не интересно прогуляться по точной копии московского тротуара конца XIX века?

Не сразу все устроилось

Безусловно, ворчуны остаются. Но когда их не было? Можно вспомнить ворчание, когда только-только начались работы по реконструкции ВДНХ, парка «Сокольники», Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, когда только-только начали появляться первые велодорожки на набережных... Было? Было! Зато сегодня Москва постепенно выходит из-под диктата стали и бетона, отдавая приоритет зелени.

Прямая речь

Виктор Фуер, префект ЦАО:

В первую очередь мы должны думать о пешеходах. Пешеход в городе главный, ему — горожанину или туристы — должно быть удобно.

Прямая речь

Михаил Блинкин, руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

Как только мы центр города из автомобильного лежбища превращаем во что-то похожее на место, где можно ходить пешком, где красиво, привлекательность повышается, а не понижается. Во всем мире ужесточение парковочного режима — введение зон ограниченного автомобильного доступа, платный въезд, ограниченный доступ — рассматривается прежде всего с точки зрения улучшения городской среды. А передвигаться по центру надо пешком. Или на велосипеде.

 

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров