Опрос

22 мая 1856 года день основания Третьяковской галереи. А Вы знаете, какую картину Петр Третьяков не захотел покупать для галереи?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Феномен гаражной культуры

Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

Музей Москвы и Музей транспорта Москвы открыли совместную выставку «Куплю гараж», посвященную феномену гаражной культуры.

Масштабная автомобилизация в Советском Союзе началась после Великой Отечественной войны. Конечно, на то, чтобы машина из категории «роскошь» перешла в категорию «средство передвижения», потребовались десятилетия. Со временем отсутствие специальных мест для их хранения стало проблемой, особенно для больших домов в крупных городах: дворы были заставлены, машины мешали пешеходам, дворникам. Годом, когда зародилась гаражная культура, можно считать 1960-й. В этом году вышло постановление Совета министров РСФСР, позволяющее строить гаражные кооперативы.

Выставка «Куплю гараж» показывает, какими разными были эти 18 квадратных метров и как они отражают сущность своих владельцев. Музей Москвы, к слову, находится в здании, где раньше располагался гараж Генштаба Минобороны РФ.

Не случайно, что мы занялись исследованием феномена гаражной культуры в истории Москвы и России. Для кого-то гараж — это ностальгическое пространство из детства, с которым связаны игры с друзьями и выходные с родителями. Для других — место творчества и самовыражения, — отметила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

Музей транспорта Москвы в конце 2024 года также планирует переезд в здание бывшего гаража для грузовых машин архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице.

19 октября. Директор музея транспорта Оксана Бондаренко у одного из экспонатов — легендарной «Волги» ГАЗ-21. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
19 октября. Директор музея транспорта Оксана Бондаренко у одного из экспонатов — легендарной «Волги» ГАЗ-21. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

Еще 40–50 лет назад гараж олицетворял мечту советского человека, радость от его приобретения можно было сравнить только с радостью приобретения самого автомобиля. Это сейчас гараж — в первую очередь место хранения автомобиля и шин, максимум — небольшая ремонтная мастерская владельца. А в 1960–1970-е годы автолюб и т е л и проводили здесь большую часть свободного времени, — отмечает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Экспозиция разделена на несколько зон-гаражей. Разглядывая экспонаты, гости могут представить, кем был хозяин гаража. Например, зона «Для тех, кто может все починить» — это настоящая слесарная мастерская, где ремонтируют не только автомобили, но и технику, игрушки и многое другое. «Для тех, кто умеет жить» — своеобразный советский «средний класс». У его хозяина ухоженный «Москвич», он заядлый рыбак, мужик с руками «из правильного места». Да и сама обстановка в гараже свидетельствует о том, что это не просто коробка для машины, а своеобразный клуб по интересам.

Собственно, такими клубами и были гаражные кооперативы.

Туда уходили на час — и пропадали на весь день. Для многих гаражи становились возможностью дополнительного заработка. Ведь купить машину мало, нужно ее обслуживать.

Это сегодня автосервис, а то и не один, есть в каждом квартале.

А в 1960–1970-е годы на станцию техобслуживания было не пробиться, а если и получится, то запчастей на твою «ласточку», скорее всего, не будет. Поэтому автовладельцы вынуждены были по совместительству быть и автослесарями, и электриками, и малярами.

На выставке «Куплю гараж» представлены автомобили из фондов Музея транспорта Москвы: ВАЗ-2103, Москвич-401, 407, «ушастый «Запорожец» и, конечно, предел мечтаний всех советских автолюбителей — 21-я «Волга», которой выделен центральный пьедестал.

КСТАТИ

На выставке можно увидеть два транспортных средства, созданных советскими Кулибиными. Это автомобиль ГТЩ — «Гран Туризмо Щербининых», способный развивать по тем временам неслыханные 150 километров в час.

И автомобиль «Труд», конструктор которого даже двигатель собрал сам.

Новости партнеров