Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Говорите, я вас слушаю

12 ноября 2020 года. Руководитель службы «Телефон неотложной психологической помощи 051» Любовь Терневская отвечает на звонок клиента. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
12 ноября 2020 года. Руководитель службы «Телефон неотложной психологической помощи 051» Любовь Терневская отвечает на звонок клиента. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
12 ноября 2020 года. Руководитель службы «Телефон неотложной психологической помощи 051» Любовь Терневская отвечает на звонок клиента. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Кто-то выбирает профессию по зову души, кто-то по необходимости, наша сегодняшняя героиня — руководитель службы «Телефон неотложной психологической помощи 051», расположенной в центре Москвы, Любовь Терневская стала психологом, когда поняла, что в ее жизни как будто бы нет смысла.

Телефоны здесь звонят круглосуточно: на смене одновременно 9 психологов.

Одни днем, другие ночью. И так по кругу. Изо дня в день. Клиент может позвонить в любой момент. Позвонить и разрыдаться. Или поделиться страхами, переживаниями и обидами.

Пожаловаться или излить накопившийся гнев. Даже нагрубить и обидеть.

— Да, бывает, нам достается, — усмехается Любовь Терневская, психолог с 14-летним стажем. — За всех, кому человек не может выразить свое недовольство.

«Что за бардак! Что за безобразие!» Другие не будут слушать, а мы будем. Мы же понимаем, что эти слова не к нам относятся. Мы услышим, поддержим.

Хотя иногда бывает обидно. Но это не значит, что мы не можем справиться с этой обидой.

Строго говоря, весь тот шквал эмоций, выплеснуть который на очной консультации клиенту мешают так называемые социальные запреты, и делает для Любови работу на горячей психологической линии особенно интересной.

— Вроде бы сложно, с одной стороны: ты человека не видишь, он тебя тоже. У нас только один канал общения — слуховой. Но со временем учишься улавливать истинное состояние клиента даже по мельчайшим оттенкам интонации, — говорит руководитель телефонной неотложной психологической помощи 051, которая входит в состав Московской службы психологической помощи. — У разговора с психологом по телефону есть плюсы. Во-первых, он анонимен и конфиденциален. Клиент  защищен и в любой момент может бросить трубку, если ему  что-то не понравится. Кроме того, человек может рассказать о том, о чем не решится сказать  с глазу на глаз.

Терневская говорит, что за все годы работы она не слышала  ни одной повторяющейся истории — и вроде бы ситуации, в которые люди попадают, похожи, и обстоятельства одинаковые, но у каждого позвонившего свои проблемы, свои беды и свои радости.

— Сколько работаю, столько и узнаю людей, — признается психолог. — Это профессия, где тебе всегда интересно и никогда не одинаково.

А недавно — новая напасть — пандемия коронавируса. Настоящее испытание для всех и каждого. У сотрудников Московской психологической службы началась горячая пора.

— По сравнению с прошлым годом количество звонков сейчас увеличилось в разы, — констатирует Любовь Терневская. — Люди были растеряны, не могли найти себя в этом новоявленном хаосе и активно искали поддержку у нас.

Искали и, что очень важно, находили. Ведь психолог не критикует, не оценивает, не осуждает, не дает советы. Его задача — сделать так, чтобы человек стал лучше сам себя понимать.

Сколько бы на это ни понадобилось времени.

— Мой самый долгий телефонный разговор с клиентом — 1 час 25 минут, — вспоминает Любовь. — Позвонила танцовщица, которая серьезно повредила ногу и из-за травмы больше не могла танцевать. Она не хотела жить, потому что танцы были для нее всем. Ни семья, ни любовь, ни друзья были ей не нужны. Она сама себе перестала быть нужной. После нашего разговора, она смогла посмотреть на ситуацию с другой стороны, задать себе сложные вопросы и найти внутренние ресурсы для того, чтобы жить дальше.

И все-таки самая главная тема, с которой люди набирают 051, — отношения. Между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Неоправданные ожидания, конфликты, непонимание, неудовлетворенность ближним. Плюс — сегодня по повестке еще и осенняя хандра! — Как бы кто-то кого не любил, любому человеку нужно личное пространство, — напоминает психолог.

В последнее время среди клиентов Московской психологической помощи становится все больше мужчин. Примерно одна треть, по примерным подсчетам — Вообще мужчины не очень склонны прибегать к помощи психологов, — поясняет она. — Но ситуация меняется. Дело в том, что традиционно обращение к психологу многие представители сильного пола рифмуют с проявлением слабости.

Но постепенно мужчины стали учиться тому, что и бояться, и ошибаться, и сомневаться — абсолютно нормально. У нас был один клиент, у которого развились панические атаки. Когда мы начали с ним работать, выяснилось, что этот человек привык все контролировать. А ситуация с эпидемией вируса, на которую он никак не может повлиять, выбила у него почву из-под ног.

Когда-то Любовь и сама испытывала похожие чувства. Только на нее давил не личный гиперконтроль, а неудовлетворенность собственной жизнью. Еще будучи школьницей она, закаленная «Зарницами» штаба пионерской дружины, решила, что станет психологом: понравилось Любе работать с людьми. Но когда подошло время поступать в институт, подалась в педагогический, испугавшись, что не выдержит конкурс на единственном в то время на всю Москву психологическом факультете — в МГУ.

Окончила, поработала какоето время в школе, потом ушла в коммерческую структуру, где больше платили, а после поняла, что занимается чем-то не тем.

— И я пошла к психологу, — рассказывает Терневская. — Мы с ней недолго поработали, и я очень четко осознала, что можно жить и по-другому, заниматься тем, что интересно.

Получила второе образование в Московском государственном психолого-педагогическом университете и сразу после его окончания попала работать сюда, в Службу неотложной психологической помощи.

...Телефоны здесь звонят круглосуточно: на смене одновременно 9 психологов. Одни днем, другие ночью. И так по кругу.

Изо дня в день.

СПРАВКА

С начала нынешнего года психологи Московской службы психологической помощи населению, работающей при Департаменте труда и социальной защиты населения, приняли в дистанционном формате более 112 тысяч обращений. И речь не только о звонках на горячую линию по короткому номеру 51 Психологи проводят вебинары, онлайн-тренинги, консультируют по видеосвязи в круглосуточном чате. Все бесплатно.

Сейчас на одного специалиста службы неотложной психологической помощи приходится в среднем 20 звонков в смену.

КСТАТИ

По словам старшего преподавателя кафедры юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Нины Чупраковой, увлечение фильмами и сериалами во время домашнего режима может привести к развитию депрессивных состояний. Вовлеченность в сюжет, по ее словам, нагружает нервную систему. Просмотр кино нужно обязательно «разбавлять» общением, физическими нагрузками или сном.

Новости партнеров