Опрос

14 мая 1896 года состоялась последняя коронация императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. А Вы знаете, где сейчас находится Большая императорская корона?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Искусство глазки строить

Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»

В столице стартует новый театральный сезон. Чтобы расширить границы возможного, обогатить свою эмоциональную палитру и поразить искушенного зрителя, труппы обращаются к пантомиме — основе всего актерского искусства. О том, как развить мимику и научиться «читать» эмоции, «МЦ» рассказал артист, педагог и художественный руководитель театра «МирЛиц» Максим Дорофеев.

Пантомима — искусство точное, как наука. Ми-мика же  — это действие артиста на сцене: каждый жест и каждое движение должны быть отточены ювелирно.

— Артисты порой не понимают, чего от них хочет режиссер, а потому попадают в тупик. Тогда они и обращаются ко мне за помощью, — говорит Максим.

Особое внимание актеры пантомимы уделяют настройке глаз.

— Еще в 2002 году в одном журнале я прочитал заметку о Николасе Кейдже. Там же был коллаж из фотографий его глаз в кино.

Казалось бы, один и тот же человек, но на всех примерах у него абсолютно разный взгляд, вы-  ражение и мимика! — вспоминает актер. — Я выяснил, что существует техника глаз, которая  преподается только в голливудской школе. Учат актеров театра и кино, но программы разные.

В кино всегда мимика работает со знаком минус, а в театре, наоборот, — нужен гротеск.

В основе изучения пантомимы лежит геометрия. Максим показывает, как это работает — обучает меня видам реакции на заданный вопрос. Сажусь перед зеркалом и мысленно разделяю лицо вертикальной, горизонтальной и диагональной линиями. Параллельно Максим объясняет значение «стрельбы глазами». Взгляд, устремленный наверх, говорит о том, что ваш собеседник что-то знает или вспоминает. А если смотрит по диагонали — будьте уверены: выдумывает.

— Есть теория, что взгляд, устремленный налево, означает, что врать вам не будут, — делится актер. — А правая сторона — это тотальная ложь.

Пробую изобразить, будто скрываю ложь. Вместе с глазами «играют» и брови.

— Брови — наши главные предатели. Ваше настроение они выдадут мгновенно, — продолжает Максим. — Малейшее движение — и опытному актеру пантомимы сразу станет ясен ход ваших мыслей.

Максим легко двигает бровями, создавая волну. Пытаюсь повторить — получается, но не очень.

— В лице находится 117 мышц. Надо стараться задействовать их все, — советует актер.

Пытаюсь сменить эмоцию с удивления на злость и, опустив брови, начинаю хмуриться. Автоматически у меня двигается нос — я пытаюсь зачем-то его выпрямить, сводя брови вместе.

— Это нормально, значит, мышцы привыкли работать вместе, — поясняет Максим.

Худрук демонстрирует удивление, набирая в легкие воздух.

— Тело умнее нашего мозга. В удивлении оно чует опасность и требует вдохнуть поглубже.

Радость и осознание происходят на выдохе, потому что тело чувствует себя в безопасности.

— На этой основе строится использование гласных букв «А», «О», «У», «Ы», «И», «Е», — говорит Максим. — Каждая буква — это определенное действие и характер. Ими мы можем передать любое состояние.

Разобравшись в теории, решаю потренироваться. Суть проста: нужно медленно довести до апогея одну эмоцию, а потом перевести ее в другую. Пробую сменить радость на испуг, но в отражении — лишь скупое проявление эмоций. Не быть мне актрисой!

— Чтобы натренировать лицо, достаточно пройтись по гротеску, — успокаивает Максим. — Нужно пробовать и менять эмоции, и мышцы лица медленно, но верно будут развиваться. При регулярных тренировках даже самую «холодную» мимику можно привести в тонус.

Новости партнеров