Опрос

22 мая 1856 года день основания Третьяковской галереи. А Вы знаете, какую картину Петр Третьяков не захотел покупать для галереи?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Любая пара уникальна

17 ноября. Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин полирует подошву женских ботинок. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 ноября. Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин полирует подошву женских ботинок. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 ноября. Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин полирует подошву женских ботинок. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 ноября. Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин полирует подошву женских ботинок. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

26 ноября в России и мире отмечают День сапожника, праздник мастеров по созданию, пошиву и ремонту обуви, то есть всех, чей труд так или иначе связан с обувным делом. Корреспонденты «МЦ» заглянули в одну из обувных мастерских на Чистых прудах и выяснили, чем занимаются современные сапожники.

Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин рассказывает, что мог бы и сам сапоги сшить — опыта хватает, но реставрация сегодня востребована гораздо больше. Наверное, в этом и есть ключевое отличие сапожника прошлых веков от современного. Но такая трансформация не значит, что профессия стала проще, ведь зачастую восстановить старое гораздо сложнее, чем создать новое.

Все дело в подошве

Трудностей Сергей Митрошин не боится. В профессии он с 16 лет. Как-то заглянул в мастерскую к приятелю, попробовал свои силы, да так и втянулся. Кажется, что нет той пары, которую он не мог бы починить. Кроссовки, кеды, ботинки, сапоги и дорогие туфли после чистки, покраски, замены колодок выглядят как новые!

— Недавно подошву собирали, — вспоминает он. — Резина на ней от времени высохла и растрескалась. Мы сделали новую подошву из кожи. Такая прослужит намного дольше резиновой!

Чаще всего к сапожникам обращаются с простыми просьбами, вроде замены набоек или растяжки новой пары. Но бывают случаи, когда мастеру приходится заниматься художественной реставрацией. Например, когда на дорогих ботильонах в нескольких местах протерлась крокодиловая кожа — да-да, это совсем не редкость! Или нужно заменить союзку (верхняя обувная деталь, закрывающая боковую поверхность стопы. — «МЦ»), подобрав кожу по фактуре и цвету.

Нередко девушки приносят в мастерскую свои «лабутены». — «Лабутены» отличаются «легендарной» красной глянцевой подошвой, — объясняет мастер.

— Бывает, после одного выхода на этой подошве остаются царапины, которые нужно закрашивать, но гораздо чаще подошва теряет свой блеск. И хозяйки просят его восстановить.

После необходимых процедур обувь выглядит как новая и служит дольше. Фото: Анна Малакмадзе «Вечерняя Москва»
После необходимых процедур обувь выглядит как новая и служит дольше. Фото: Анна Малакмадзе «Вечерняя Москва»

Объединить несочетаемое

Работал Сергей и с концертной обувью певицы Глюкозы. Для выступления ей в ателье сшили легинсы, которые, по задумке художника по костюму, должны были соединяться с туфлями. Сергей сумел объединить эти две, на первый взгляд, разные детали наряда в один.

— Потом кто-то из знакомых увидел концерт по телевизору и позвонил: «Смотри, Глюкоза в твоих штанах выступает!» — улыбается Сергей.

А недавно принесли винтажную пару танцевальных туфель. Хозяева рассказали, что эта пара остались от бабушки-танцовщицы и сейчас это настоящая семейная реликвия.

Сергей постарался подобрать краску, ткань и кожу для восстановления максимально напоминающих те, которыми пользовались в прошлом веке, и у него это получилось! Заказчики были очень довольны и долго благодарили мастера.

Санкции помогли

К слову, санкции на качестве материалов в мастерской почти не сказались. Несмотря на то что крупные итальянские фирмы перестали поставлять в Россию свою продукцию, сапожники познакомились с небольшими компаниями и заключили договор с ними.

— И эти маленькие итальянские фирмы ничем не уступают промышленным гигантам, с которыми мы раньше сотрудничали, — объясняет Сергей.

А что до самого ремесла, то санкции, кажется, лишь помогли нашим сапожникам.

— У нас прибавилось работы, — улыбается мастер. — Теперь понравившуюся обувь не так легко приобрести, как раньше, поэтому люди берегут ее и заботятся о каждой своей паре.

Без любви ничего не получится

Впрочем, и до санкций мастера не жаловались на отсутствие заказов. Поэтому и зарабатывают современные сапожники прилично. Так, зарплата Сергея позволяет ему содержать жену-домохозяйку и четверых детей. К слову, старшие дети не раз были у папы в мастерской, и, несмотря на то что среди их сверстников в моде сейчас ИT-специальности, к сапожному ремеслу они тоже приглядываются.

— Я объясняю им, что самое главное, чтобы дело приносило тебе удовольствие, — рассказывает Сергей. — Ведь любое ремесло — это творчество. А в творчестве не получится каждый день делать одно и то же, как на заводе. В сапожном ремесле любая пара уникальна. Приходится думать и разрабатывать план реставрации для каждого конкретного случая. И без любви в этом деле ничего не получится!

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

■ Археологи пришли к выводу, что обувь появилась 26–30 тысяч лет назад, во времена палеолита, на западе Евразии.

■Первая обувь была кожаной, изготовлена с использованием древесной коры, камыша, папируса, соломы, пряжи и дерева.

■В XIV веке в Европе длина туфель зависела от знатности. Высшему дворянству разрешали носить обувь на 3 см больше реального размера. Дворяне были вынуждены привязывать туфли, чтобы не потерять их по дороге. Не всегда быть богаче и знатнее удобно.

■ Размеры обуви придумал в 1792 году англичанин и мастер обувных дел Джеймс Смит.

■Как правило, правая туфля изнашивается быстрее, чем левая.

■Петр I и Лев Толстой умели шить сапоги. А знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился в семье сапожника. Семья была бедной, но именно отец, человек, по воспоминаниям сына, «поэтически одаренный», привил ребенку любовь к чтению. Мальчик сам писал пьесы для домашнего кукольного театра, который построил отец.

Новости партнеров