Опрос

12 июня в стране отмечается День России. А Вы знаете, какой из фактов о нашей стране неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Наталья Дурова-младшая: С животными мне проще, чем с людьми

Наталья Дурова-младшая — представительница легендарной династии дрессировщиков в пятом поколении и новый художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова». Фото: Наталья Шатохина
Наталья Дурова-младшая — представительница легендарной династии дрессировщиков в пятом поколении и новый художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова». Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»
Наталья Дурова-младшая — представительница легендарной династии дрессировщиков в пятом поколении и новый художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова». Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»
Наталья Дурова-младшая — представительница легендарной династии дрессировщиков в пятом поколении и новый художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова». Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

К 90-летию со дня рождения дрессировщицы Натальи Юрьевны Дуровой в фойе «Уголка дедушки Дурова» открылась фотовыставка: рассказывающая о ее жизни и работе. 

Готовила выставку ее племянница — полная тезка и новый художественный руководитель театра — Наталья Дурова-младшая. Нетрудно догадаться: свое имя девушка получила в честь легендарной тети. О ней, театре и любимых животных Наталья рассказала корреспонденту «МЦ». 

— Наталья, вы, как и ваша тетя, начали работать с животными очень рано. Кто был вашим первым подопечным? 

— Я родилась в тот момент, когда у моих родителей-дрессировщиков слоны были основным номером. Поэтому и я в первый раз вышла именно к слонам. Это был фрагмент номера «Слонматематик» в цирке Никулина. По сценарию слон считает палочки, а ребенок просит зрителей предложить следующий пример. Я и со зрителями общалась, и слона дрессировала. Этот номер, кстати, до сих пор существует. 

Уверена, что и у меня, и у моей тети дала о себе знать генетика династии дрессировщиков, мы все рано пришли в профессию (тетя дрессировщицы впервые вышла на манеж в четыре года, отец — в шесть. — «МЦ»). 

— Папа и тетя были строгими учителями? 

— Я не могу сказать, что строгие. Да, дисциплина была обязательной: это и ранний подъем, и обязательная репетиция. Родные мне прививали правильное отношение к животным. Родители меня и привели в цирк.Они гастролировали по циркам России, Белоруссии и других стран, а тетя работала непосредственно в театре и жила здесь, поэтому мы редко виделись. Когда приезжали в Москву, я видела ее на сцене и в рабочем кабинете. И всегда отмечала дисциплину, действовавшую во всем театре. Тогда удивлялась, а сейчас понимаю: это правильно, ведь без нее в нашей сфере никак нельзя. 

— Каким Наталья Юрьевна была человеком? 

— Помню, как мы вернулись из-за границы, где работали два года и приехали к ней посмотреть новый спектакль. Мне тогда было около шести лет. Мы сидели с родителями во втором ряду. А она на сцене работала с пеликанами и внезапно сообщила зрителям, что в зале присутствует ее семья — брат с женой и племянница. После этого вызвала меня на сцену и дала ведро: «Пожалуйста, Наташа, покорми пеликанов!» Я взяла ведро, а она покинула сцену! Я осталась одна среди чужих, совсем незнакомых мне животных: пеликаны на меня смотрят, зрители смотрят, в общем, для меня это был шок! Я расплакалась, и папа забрал меня… Еще помню, как мы приходили к ней в кабинет, где у нее жил шимпанзе Яша, которого она в свое время вынянчила. Яша любил бородатых мужчин, но никого из них и близко не подпускал к Наталье — опекал ее! Поэтому когда мой бородатый папа собирался зайти, то заматывался до самых глаз, чтобы Яша не выдергал его бороду. 

В целом я вспоминаю тетю как трудоголика, который всю жизнь посвятил театру. Она была пробивным человеком, который для театра делал все! Очень сильная женщина. 

— А вы с кем из животных чаще работаете? 

— Я могу работать со всеми животными, но сейчас — со слонами, морскими львами, пони, альпака и собаками. Раньше были барсуки, голуби, дикобразы и даже козел! Но, к сожалению, животные со временем уходят. У них век короче, чем у людей. А ты настолько к ним привязываешься, настолько их любишь, что с большим трудом переживаешь боль от их потери. Это очень тяжело, и поэтому некоторых я повторно больше бы не заводила. 

— Каких?

— Собак, например. Я очень люблю этих животных, иногда мне кажется, что в прошлой жизни я была собакой. В свое время в театре было 23 пуделя, а сейчас их осталось 10, и я поняла, что больше не возьму собаку. У нас прекрасно живут пони, молодые альпаки. У тех же слонов сравнительно длинная жизнь — они живут больше полувека. Нашей старшей слонихе как раз 50 лет: она еще с моими родителями работала! Ну и кроме того, я потихоньку отхожу от дрессуры всех животных, потому что у меня есть еще и театр, и администрация — нет возможности распыляться. А ведь дрессировщик — человек, который с животными должен быть днем и ночью. Например, их нужно каждый день выводить на променад — зимой по сцене, летом на улице… 

— Вы и слонов на улицу выводите? 

— У них летний вольер с бассейном, где они купаются. Ждем потепления, чтобы их вывести. Младшие девочки у нас любят плавать, старшие моются под специальным шлангом. Бегемот, пеликаны и морские львы у нас выходят на улицу. У них у всех есть бассейны. Ну а зимой в помещении время проводим — все, как у людей. 

Художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова» Наталья Дурова-младшая вместе с дрессировщиком Масимом Лазаревым выступают вместе со слонами-акробатами. Фото 2021 года. Фото: пресс-служба театра «Угол дедушки Дурова»
Художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова» Наталья Дурова-младшая вместе с дрессировщиком Масимом Лазаревым выступают вместе со слонами-акробатами. Фото 2021 года. Фото: пресс-служба театра «Угол дедушки Дурова»

— Ваша династия дрессировщиков первая отказалась от укрощения с помощью хлыста… 

— Да, как завещал Владимир Дуров, у нас все происходит через любовь. Потому что животное из-под палки работать не будет… Что, например, вы сможете сделать со слоном? Слон в десятки раз сильнее человека, и если он не захочет, то просто не будет шевелиться. А если человек будет бить слона, то животное либо начнет проявлять агрессию, либо зажмется. Поэтому у нас они все делают исключительно в удовольствие. 

Конечно, бывают моменты, когда они пугаются. Когда у нас молодые слоны в первый раз вышли к зрителям, то дети начали их громко приветствовать, а они испугались и убежали! Мы с ними поговорили, успокоили, развернули обратно, и они осторожно вышли. Или одна из младших слоних не всегда хочет уходить со сцены: ей нравится работать и общаться со зрителями. В такие моменты мы предлагаем ей небольшую гору бананов, и только тогда она соглашается уйти. 

В этом и суть: ты делаешь добро, и животные тебе отвечает тем же. Многие зрители изумляются: «У вас дрессировщик целует волка!» И это не показуха. Мы действительно искренне их любим, а они это чувствуют. 

Морские львы, например, когда я утром прихожу в театр, прохожу мимо их вольера, разговаривая по телефону, — на голос выпрыгивают из бассейна! 

Легендарная дрессировщица Наталья Дурова выступает на сцене с пеликанами. Именно их в детстве испугалась ее маленькая племянница Наташа. Фото 1996 года. Фото: Владимир Яцин, ТАСС
Легендарная дрессировщица Наталья Дурова выступает на сцене с пеликанами. Именно их в детстве испугалась ее маленькая племянница Наташа. Фото 1996 года. Фото: Владимир Яцин, ТАСС

— А что делаете, если животное вредничает и не хочет репетировать? 

— Мы на репетициях объясняем животным, что хотим предложить. Все тренировки у нас проходят в форме игры. Когда пудель, играя, приносит мячик — дрессировщик угощает его любимым лакомством. Так собака начинает понимать, что от нее хотят. А если я вижу, что животное не в настроении — у них, как и у людей, это бывает, — то стараюсь лишний раз не дергать. Например, если я понимаю, что морской лев с утра вялый, то отменяю репетиции и отправляю его плавать в бассейн. Не хочешь — ради бога! Отдохни! Но при этом если я захожу к животным не в рабочей спецовке, а в костюме, то они сразу оживляются — понимают, что пойдут к зрителям, и радуются! Ведь за хорошее выступление полагается «премия» в виде угощений, и это очень мотивирует каждого артиста! 

— А в управлении людьми вы те же методы используете? 

— С руки я пока еще никого не кормила (смеется). А вообще с животными мне, наверное, легче, чем с людьми. Люди разные бывают. Кто-то так и не смог смириться с тем, что Юрий Юрьевич в 2022 году передал пост мне (Юрий Дуров был художественным руководителем театра с 2007 года. — «МЦ»). 

— Тем более что вы были очень молоды в тот момент… 

— Да, а у нас есть возрастные сотрудники. В общем, за эти два года мы все прошли — и огонь, и воду, и медные трубы! Кто был не согласен с решением папы — ушел, многие ушли по состоянию здоровья… Нельзя за один день перейти на руководящую должность так, чтобы все были в восторге. Нужно время, но мы в конце концов притерлись друг к другу. 

— А тетя была жестким руководителем? 

— Все в театре говорили, что это был суровый, но справедливый человек. Она могла пожурить за дело, причем сделать это одним взглядом! Ну и на похвалу, конечно, не скупилась. 

 

НА ЗАМЕТКУ

Цирковую династию Дуровых основал более 150 лет назад Владимир Леонидович Дуров. Он родился в Москве в 1863 году. На улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) купил дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открыл «Уголок Дурова». Здесь находился театр, где выступали дрессированные животные, естественнонаучный музей, научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных. В династии Дуровых было четыре народных артиста СССР, два народных артиста России, заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный артист России.

Новости партнеров