Опрос

Всемирный день театра отмечается 27 марта. А Вы знаете, как изначально назывался Большой театр?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Светлана Немоляева: С культурной точки зрения мы не потеряли ничего

Народная артистка РСФСР, ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского Светлана Немоляева. Фото: PERSONA STARS

В столичных кинотеатрах отменяют премьеры голливудских фильмов: на смену им приходит старое доброе отечественное кино. Кроме того, в театры, кино и музеи теперь можно попасть без QR-кода.

Как прямо сейчас меняется культурная ситуация в столице и в чем состоит главная зависимость актера? Об этом «МЦ» побеседовали с народной артисткой РСФСР, известной актрисой Светланой Немоляевой.

— Светлана Владимировна, QR-коды наконец-то отменили. А зритель-то в театры пошел?

— С кодами вообще интересная история. Сначала мы, актеры, очень страдали, что зал неполный, что зрителей — максимум половина. Но постепенно к этому привыкли. Наверное, потому что поддержка зрителей была очень высока — ведь во время пандемии в театр ходили в основном настоящие театралы, самые преданные поклонники, кто без театра не может. Теперь, с отменой кодов, зрителей прибавилось: во всяком случае, на моих спектаклях. И теперь мы привыкаем к тому, что их много! К тому же среди зрителей стало больше людей, условно говоря, случайных, сам состав публики немного изменился. И мы вновь учимся с ним работать! Вот и кинотеатрам непросто. Голливуд стал отказываться от проката некоторых фильмов, отменяются премьеры.

— И что нам теперь смотреть?

— С культурной точки зрения мы не потеряли ничего. Абсолютное большинство голливудских фильмов — это бегалки-стрелялки. Шоу ради шоу. По-настоящему классных фильмов, с хорошей актерской работой, сильным сценарием, со смыслом оченьочень мало. Ну не показывают нам сейчас ничего, что было бы сопоставимо с «Однажды в Америке» или «Крестным отцом». Шедевры — крайне редки. Неудивительно, что кино снимается, главным образом, для подростков, которым нужна, как сейчас говорят, движуха: быстрая смена кадра, быстрое развитие событий. И чтоб это захватывало. Это не кинематограф, это набор движущихся картинок, способ провести время. Нет, я не говорю, что это плохо, но к киноискусству это отношения не имеет.

— А что имеет? Может быть, показывать старые советские фильмы?

— Вы знаете, их любят! Ко мне нередко подходят на улице и говорят: «Ой, а мы вас узнали! А вы снимались в ...» И называет какую-нибудь советскую картину. При этом люди говорят, что часто смотрят этот фильм в интернете и, что интересно, это делают и их дети. И детям нравится! Потому что советское кино в массе своей человечное, оно про людей, про их отношения, а не про спецэффекты и динозавров. Но вот пойдут ли люди смотреть наше кино в кинотеатры — большой вопрос.

— Почему?

— А потому что время изменилось. Появились сотни каналов телевидения и интернет. Почему в СССР кинотеатры были полны? Потому что посмотреть кино можно было либо по телевизору — а каналов были единицы, — либо в кинозале. Вот люди и шли, покупали билет. Сейчас же, во-первых, посмотреть фильм можно бесплатно, а во-вторых, появился такой феномен, как сериалы. Не так давно я, тоже снимаясь в сериале, жила в прекрасном городе Углич. Так вот: вечерами жизнь там буквально замирала! Люди уходили с улиц и включали телевизоры — сериалы смотрели.

— Думаете, людей в кинотеатры уже не вернуть?

— Почему? Просто для кинопроката нужно снимать фильмы для подростков — чтобы там было много движения. Ну и, конечно, сильные герои, кому хочется подражать. Неудивительно, что в прокате такие фильмы появляются и, что называется, делают кассу. «Легенда № 17», «Движение вверх» — как раз из этой ниши. Но будущее кинематографа, мне кажется, будут определять сериалы.

— И вы в них постоянно снимаетесь!

Это правда. На днях, например, стартовали съемки нового сезона сериала «Земский доктор» — «Восемь лет спустя». Там главная героиня — она доктор — продолжит спасать жизни, воспитывать детей, разбираться в сложностях своей личной жизни. В общем, хорошая основа для сериала.

— Светлана Владимировна, вы сыграли в кино много ролей. А какая ваша любимая?

— Мне очень нравятся роли в картинах Эльдара Рязанова. Они мне понятны и близки. С них началось мое кино. Я с наслаждением работала с Эльдаром Александровичем. Рязанов — мой крестный отец в кино.

— В апреле у вас юбилей — 85. Не надоело играть?

Ни в коем случае! Актриса обязательно должна быть актрисой до конца, ведь это ее работа. Если тебя принимают, с тобой работают, это счастье. А если тебя забывают, то это настоящая трагедия. Да, актерская профессия — зависимая. Ведь сама себе театр не создашь, кино не снимешь.

— Как сделать так, чтобы тебя не забывали?

Работать с полной самоотдачей, служить своей профессии, своему призванию! Многие артисты напоминают о себе, когда ходят по разным телешоу... Да, ходят. Но телешоу — это одно, а профессия актера — другое. Напоминать о себе как об актере, мелькая в телевизоре, сложно. Особенно с возрастом. Я очень благодарна своему театру, что мне дают роли, что все время в работе. В этом мое счастье. Вообще, если хотите быть в форме, хорошо себя чувствовать, быть востребованными — сосредоточьтесь на том, что вы делаете. Работа — она и лечит, и вдохновляет. Главное, чтобы она была любимой! Как у меня.

СПРАВКА

Светлана Немоляева — советская и российская актриса. C 1959 года — ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии зрительских симпатий «Звезда театрала». В послужном списке Немоляевой более ста ролей в кино, среди которых фильмы «Гараж», «Евгений Онегин», «Служебный роман», «Небеса обетованные», «О бедном гусаре замолвите слово», «По главной улице с оркестром».

Новости партнеров